Кушпа Ольга Васильевна воспитатель в детском саду

Проект “Волшебный пластилин: развитие детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»

 Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский

детский  сад №17 г. Дивногорска

Проект “Волшебный пластилин: развитие детей дошкольного

возраста посредством  пластилинографии»

Автор: Кушпа Ольга Васильевна

Воспитатель МАДОУ № 17

Педагогическая практика

В настоящее время детям доступно большое количество самых разнообразных мультфильмов, игра на смартфоне родителей, игрушек. однако чрезмерное внимание детей к этим средствам развлечения приводит к тому, что современный ребенок получает большой объем информации в готовом, развлекательном виде, но недостаточно развивается творческое воображение, мышление,  речь. Чрезмерное увлечение мультфильмами, компьютерными персонажами приводит к тому, что у ребенка снижается интерес к творческим видам деятельности: рисованию, лепке, конструированию, а также к чтению художественной литературы.

Чтобы способствовать развитию детей, необходимо предлагать им такие занятия, которые будут вызывать не только интерес, но и совершенствовать память, речь, воображение, мышление. К таким средствам, в частности, относится работа с пластилином.

Но и в этой области может возникнуть следующая проблема: если предлагать ребенку сложные задания по лепке (особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте), он не справится, пропадет интерес к творчеству, что негативным образом скажется на дальнейшей мотивации ребенка  к продуктивной  творческой деятельности.

Чтобы преодолеть эту проблему, целесообразно применять технику пластилинографии - она доступна для детей всех возрастов. Пластилинография представляет собой создание лепных картин из пластилина с изображением  выпуклых , полуобъемных объектов  на горизонтальной поверхности. Данная техника способствует развитию мелкой моторики ( следовательно, речь и моторика взаимосвязаны), воображению, памяти, внимания, творческому развитию.

  Проект “Волшебный пластилин: развитие детей дошкольного возраста посредством пластилинографии” разработан с учетом функциональных возможностей детей, посещающих детский сад.

Цель: творческое, интеллектуальное и речевое развитие детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

Развивать мелкую моторику, следовательно, речь детей;

Развивать воображение детей;

Развивать творческие способности, способствовать художественно-эстетическому развитию;

Повышать интерес интерес детей к искусству, творческой деятельности,  развивать художественный вкус;

Развивать внимание, память, мышление детей

Развивать навыки пространственной ориентации на плоскости.

Основная идея проекта состоит в том, что в ходе занятий пластилинографией у детей дошкольного возраста  формируется  устойчивый интерес к творческой деятельности, развивается  художественный вкус, а также речь ( как следствие развитие мелкой моторики).

 Базовый принцип проекта: занятия должны быть интересными и доступными для детского восприятия.

В ходе занятия показываем детям разнообразные приемы  работы с пластилином. По итогам занятия организуется выставка детских  творческих  работ,  что повышает мотивацию детей.

Проект  является долгосрочным, он реализуется в течение всего периода обучения детей в ДОО. Для каждой возрастной группы составляем  календарно-тематическое планирование, которое  учитывает следующие параметры:

1. Возрастные особенности детей. В соответствие с возрастом детей подбираются  применяемые приемы пластилинографии, уровень сложности творческих заданий.

2.Временной контекст. Учитываем времена года, праздники при проведении темы занятия,  что способствует повышению интереса детей к работе с пластилином и обеспечивает единство  образовательного процесса в ДОО.

Применяю в ходе проекта следующие формы работы:

1. Индивидуальные занятия. Такие занятия  проводятся 1 раз  в  месяц с каждым ребенком для того, чтобы проработать те сложности, которые возникают у ребенка  в создании работ в технике пластилинографии. Применяются  для повторения  пройденной темы, совершенствования  и закрепления  навыков.

2.Групповые занятия. Проводятся  3 раза в месяц. В таких занятиях принимают участие все или несколько детей группы. Применяются для освоения новых тем.

Применяю следующие методы работы.

1.Объяснение: рассказываю детям, как и для чего применяются приемы пластилинографии, как существуют способы получения изображения  на плоской поверхности.

2.Показ способа действия: показываю как нужно наносить пластилин на поверхность.

3.Поощрение: отмечаю достижения ребенка на каждом этапе выполнения им творческой работы, чтобы поддержать мотивацию к творческой деятельности.

Применяю следующие технологии в работе:

1.Знакомство детей с цветом, способами  смешения пластилина для получения нового цвета, оттенка.

2.Музыкальное сопровождение занятий  пластилинографией: во время слушания красивой музыки  у детей создается творческое настроение.

3.Дидактические игры для мелкой моторики: они проводятся мною во время занятий для разнообразия  детской деятельности и подготовки руки к лепке.

4.Чтение детям художественной литературе о природе: сказок, рассказов, стихотворений в начале занятий. Читаю детям произведения,  героями которых являются животные или природа, которую дети будут изображать в технике пластилинографии.

Обучение детей следующим способам и приемам пластилинографии

1.Размазывание- самый простой способ пластилинографии, доступный каждому ребенку. Пластилин размазывается пальчиком по готовой гладкой основе.

2.Раскатывание-возрастающий по сложности прием работы. Пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра  или круговыми движениями в виде шарика.

3.Сплющивание и вытягивание-сначала раскатывают шарик  или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные  изгибы,  углубления или вытянутый  кончик.

Предлагаю дошкольникам  следующие темы для выполнения работ в технике пластилинографии: «Букет цветов»,  «Матрешка»,  «Кораблик»,  «Осенний лес», «Ваза с фруктами», «Наша река» и др.

По итогам учебного года у подавляющего большинства детей (Более 80%) отмечается  высокий уровень развития воображения, изобразительных способностей, внимания, памяти, навыков пространственной ориентации на плоскости, мелкой моторики. У детей наблюдается высокий интерес к изобразительному искусству, развивается эстетический вкус. У детей развивается речь как следствие развития мелкой моторики.

Методики диагностики творческих способностей:

 1)методика Т.С.  Комаровой по оценке уровня развития изобразительных умений;

2)методика Т.С. Комаровой «Дорисовывание кругов»,

3)Оценка творческих способностей на основе наблюдения (по вопросам Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Н.А. Ветлугиной)

Методика диагностики воображения:

1)методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой на основе диагностических материалов С.Д. Забрамной;

2)методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь»

Методика диагностики мелкой моторики:

1)методика «Обследование мелкой моторики у детей» О.И. Крупенчкук;

2)методика «Пальчиковая гимнастика без предметов» Г.Г. Голубевой.

Методика диагностики внимания:

1)методика «Найди и вычеркни» (автор Т.Д. Марцинковская);

2)тест «Корректурная проба»

В ходе практике выявились следующие сложности, которые я смогла преодолеть:

1)в работе с детьми младшего дошкольного возраста мне потребовались усилия для того,  чтобы  сконцентрировать  внимание детей . Сначала  дети часто отвлекались, что свойственно  данному возрасту, но  интересные творческие задания по «пластилинографии»  позволили мне удержать внимание детей.

2)в работе с детьми старшего дошкольного возраста дети не всегда и сразу могли выполнить  творческие задания по пластилинографии. Поэтому с некоторыми детьми  я провела индивидуальные  занятия, и проблему удалось решить.

Практические советы:

1)учитывать возрастные особенности дошкольников при выборе тематики и приемов работы с пластилином;

2)учитывать индивидуальный уровень развития  способностей каждого ребенка в изобразительной деятельности,  при необходимости провести с ребенком индивидуальное занятие;

3)проводить работу  в соответствии с  календарно-тематическим планом, в котором должна быть разнообразная тематика творческих работ с пластилином;

4)применять музыкальное сопровождение на занятиях, чтобы знакомить с  достижениями детей сверстников дошкольников, их родителей;

6)использовать стихи, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить детей.

Практика была представлена:

1) в ходе семинара для педагогов в нашей дошкольной образовательной  организации и

. 2)  в ходе родительского собрания в нашем  детском саду;

3) посредством написании мной и публикации методических статей в сети Интернет (в том числе социальных сетях)

http://vk.com/wall605112457_124

http://vk.com/wall605112457_153

https://vk.com/wall-212567469_7

7hWQWrn2XZRyERUmXk6gqIAhlq8zTldPRZc

https://dzen.ru/a/YnE2EH-UsmSJnGho

https://dzen.ru/a/Ym_uihCJDx5M_J7-

https://dzen.ru/a/YnExYH-UsmSJjevh


f00f3378612a1708155765d26.jpg


17 февраля 2024 в 10:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.