Кушпа Ольга Васильевна воспитатель в детском саду
Проект “Волшебный пластилин: развитие детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский детский сад №17 г. Дивногорска Проект “Волшебный пластилин: развитие детей дошкольного возраста посредством пластилинографии» Автор: Кушпа Ольга Васильевна Воспитатель МАДОУ № 17 Педагогическая практика В настоящее время детям доступно большое количество самых разнообразных мультфильмов, игра на смартфоне родителей, игрушек. однако чрезмерное внимание детей к этим средствам развлечения приводит к тому, что современный ребенок получает большой объем информации в готовом, развлекательном виде, но недостаточно развивается творческое воображение, мышление, речь. Чрезмерное увлечение мультфильмами, компьютерными персонажами приводит к тому, что у ребенка снижается интерес к творческим видам деятельности: рисованию, лепке, конструированию, а также к чтению художественной литературы. Чтобы способствовать развитию детей, необходимо предлагать им такие занятия, которые будут вызывать не только интерес, но и совершенствовать память, речь, воображение, мышление. К таким средствам, в частности, относится работа с пластилином. Но и в этой области может возникнуть следующая проблема: если предлагать ребенку сложные задания по лепке (особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте), он не справится, пропадет интерес к творчеству, что негативным образом скажется на дальнейшей мотивации ребенка к продуктивной творческой деятельности. Чтобы преодолеть эту проблему, целесообразно применять технику пластилинографии - она доступна для детей всех возрастов. Пластилинография представляет собой создание лепных картин из пластилина с изображением выпуклых , полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Данная техника способствует развитию мелкой моторики ( следовательно, речь и моторика взаимосвязаны), воображению, памяти, внимания, творческому развитию. Проект “Волшебный пластилин: развитие детей дошкольного возраста посредством пластилинографии” разработан с учетом функциональных возможностей детей, посещающих детский сад. Цель: творческое, интеллектуальное и речевое развитие детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи: Развивать мелкую моторику, следовательно, речь детей; Развивать воображение детей; Развивать творческие способности, способствовать художественно-эстетическому развитию; Повышать интерес интерес детей к искусству, творческой деятельности, развивать художественный вкус; Развивать внимание, память, мышление детей Развивать навыки пространственной ориентации на плоскости. Основная идея проекта состоит в том, что в ходе занятий пластилинографией у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к творческой деятельности, развивается художественный вкус, а также речь ( как следствие развитие мелкой моторики). Базовый принцип проекта: занятия должны быть интересными и доступными для детского восприятия. В ходе занятия показываем детям разнообразные приемы работы с пластилином. По итогам занятия организуется выставка детских творческих работ, что повышает мотивацию детей. Проект является долгосрочным, он реализуется в течение всего периода обучения детей в ДОО. Для каждой возрастной группы составляем календарно-тематическое планирование, которое учитывает следующие параметры: 1. Возрастные особенности детей. В соответствие с возрастом детей подбираются применяемые приемы пластилинографии, уровень сложности творческих заданий. 2.Временной контекст. Учитываем времена года, праздники при проведении темы занятия, что способствует повышению интереса детей к работе с пластилином и обеспечивает единство образовательного процесса в ДОО. Применяю в ходе проекта следующие формы работы: 1. Индивидуальные занятия. Такие занятия проводятся 1 раз в месяц с каждым ребенком для того, чтобы проработать те сложности, которые возникают у ребенка в создании работ в технике пластилинографии. Применяются для повторения пройденной темы, совершенствования и закрепления навыков. 2.Групповые занятия. Проводятся 3 раза в месяц. В таких занятиях принимают участие все или несколько детей группы. Применяются для освоения новых тем. Применяю следующие методы работы. 1.Объяснение: рассказываю детям, как и для чего применяются приемы пластилинографии, как существуют способы получения изображения на плоской поверхности. 2.Показ способа действия: показываю как нужно наносить пластилин на поверхность. 3.Поощрение: отмечаю достижения ребенка на каждом этапе выполнения им творческой работы, чтобы поддержать мотивацию к творческой деятельности. Применяю следующие технологии в работе: 1.Знакомство детей с цветом, способами смешения пластилина для получения нового цвета, оттенка. 2.Музыкальное сопровождение занятий пластилинографией: во время слушания красивой музыки у детей создается творческое настроение. 3.Дидактические игры для мелкой моторики: они проводятся мною во время занятий для разнообразия детской деятельности и подготовки руки к лепке. 4.Чтение детям художественной литературе о природе: сказок, рассказов, стихотворений в начале занятий. Читаю детям произведения, героями которых являются животные или природа, которую дети будут изображать в технике пластилинографии. Обучение детей следующим способам и приемам пластилинографии 1.Размазывание- самый простой способ пластилинографии, доступный каждому ребенку. Пластилин размазывается пальчиком по готовой гладкой основе. 2.Раскатывание-возрастающий по сложности прием работы. Пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика. 3.Сплющивание и вытягивание-сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик. Предлагаю дошкольникам следующие темы для выполнения работ в технике пластилинографии: «Букет цветов», «Матрешка», «Кораблик», «Осенний лес», «Ваза с фруктами», «Наша река» и др. По итогам учебного года у подавляющего большинства детей (Более 80%) отмечается высокий уровень развития воображения, изобразительных способностей, внимания, памяти, навыков пространственной ориентации на плоскости, мелкой моторики. У детей наблюдается высокий интерес к изобразительному искусству, развивается эстетический вкус. У детей развивается речь как следствие развития мелкой моторики. Методики диагностики творческих способностей: 1)методика Т.С. Комаровой по оценке уровня развития изобразительных умений; 2)методика Т.С. Комаровой «Дорисовывание кругов», 3)Оценка творческих способностей на основе наблюдения (по вопросам Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Н.А. Ветлугиной) Методика диагностики воображения: 1)методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой на основе диагностических материалов С.Д. Забрамной; 2)методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» Методика диагностики мелкой моторики: 1)методика «Обследование мелкой моторики у детей» О.И. Крупенчкук; 2)методика «Пальчиковая гимнастика без предметов» Г.Г. Голубевой. Методика диагностики внимания: 1)методика «Найди и вычеркни» (автор Т.Д. Марцинковская); 2)тест «Корректурная проба» В ходе практике выявились следующие сложности, которые я смогла преодолеть: 1)в работе с детьми младшего дошкольного возраста мне потребовались усилия для того, чтобы сконцентрировать внимание детей . Сначала дети часто отвлекались, что свойственно данному возрасту, но интересные творческие задания по «пластилинографии» позволили мне удержать внимание детей. 2)в работе с детьми старшего дошкольного возраста дети не всегда и сразу могли выполнить творческие задания по пластилинографии. Поэтому с некоторыми детьми я провела индивидуальные занятия, и проблему удалось решить. Практические советы: 1)учитывать возрастные особенности дошкольников при выборе тематики и приемов работы с пластилином; 2)учитывать индивидуальный уровень развития способностей каждого ребенка в изобразительной деятельности, при необходимости провести с ребенком индивидуальное занятие; 3)проводить работу в соответствии с календарно-тематическим планом, в котором должна быть разнообразная тематика творческих работ с пластилином; 4)применять музыкальное сопровождение на занятиях, чтобы знакомить с достижениями детей сверстников дошкольников, их родителей; 6)использовать стихи, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить детей. Практика была представлена: 1) в ходе семинара для педагогов в нашей дошкольной образовательной организации и . 2) в ходе родительского собрания в нашем детском саду; 3) посредством написании мной и публикации методических статей в сети Интернет (в том числе социальных сетях) http://vk.com/wall605112457_124 http://vk.com/wall605112457_153 https://vk.com/wall-212567469_7 7hWQWrn2XZRyERUmXk6gqIAhlq8zTldPRZc https://dzen.ru/a/YnE2EH-UsmSJnGho https://dzen.ru/a/Ym_uihCJDx5M_J7- https://dzen.ru/a/YnExYH-UsmSJjevh
17 февраля 2024 в 10:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.